«Православная книга — это разговор Бога и человека»

2018, март, Деньправославной книги (7)В воскресной школе «Митрофаниев исток» Свято-Митрофановского храма г.Семилуки, когда отмечали День православной книги, было увлекательно и интересно всем — от мала до велика.

Преподаватель Елена Сергеевна Курочкина делится впечатлениями:

«Сперва, мы с детьми сыграли в одну занимательную игру из нашего детства, известную как «Испорченный телефон». Этой игре предшествовало примерно вот такое повествование… Раньше никакой письменности не было. Но тексты и сообщения как-то передавать надо было. Если вдруг один вождь решал пожелать доброго здравия другому вождю, который жил очень-очень далеко, это было настоящей проблемой! Он не мог написать это, не мог изобразить. Люди в то время письменности еще не придумали! Какой был выход? Конечно же, позвать к себе специального человека-книгу и заставить его выучить текст пожелания наизусть. А если другой вождь жил далеко, то послание передавалось от человека-книги к человеку-книге и так по цепочке… Хорошо, если послание, в конце концов, было дружелюбным, а то и до ругани между племенами не далеко!

Побывать человеком-книгой — уже само по себе необычно, но еще больших улыбок заслуживает конечный результат нелегкого труда человека-книги: как же в итоге искажались первоначально сказанные послания! Человек-книга – это интересно, но не очень надежно…

Люди умные, они всегда что-нибудь придумывают, стараются облегчить себе жизнь. Поэтому они думали, думали и, наконец, придумали! Придумали письменность. Правда, она очень сильно отличалась от той, которую мы можем наблюдать сейчас. Для передачи сообщений люди использовали то, что было у них под рукой. Например, веточки и веревочки. Так появилось КИПУ. (На языке индейцев кечуа quipu — узел, узелковое письмо, существовавшее у ряда народов Южной Америки; наибольшее распространение и известность получили в государстве древних инков на территории Перу)

Мы нашли палочку, покопались в наших запасах разноцветных ленточек и решили, что сегодня передаем сообщения на языке древних инков. Насколько это удобно? Мы придумали, что желтая ленточка означает «отдайте», красная – «принеси мне», зеленая — «собачка», синяя – «подушка», а фиолетовая – «мяч». Мы по очереди «писали» друг другу сообщения: завязывали ленточки на палочку. Зная значение каждой ленточки можно «прочитать» сообщение.

Поиграв в такую игру, и, столкнувшись с проблемами, мы поняли, что узелковое письмо один из вариантов передачи сообщений, но не такое уж удобное, как современное.

Но что же люди придумали еще? Мы превратились в древних людей, чтобы думать как они. И придумали! А что если то, что мы хотели бы написать — НАРИСОВАТЬ?! Ведь было изобразительное письмо, наскальная живопись, передача информации изображениями.

Мы с воодушевлением рисовали, придумывали «текст», обсуждали достоинства и недостатки такого способа письма.

 Выводы, к которым мы пришли:

  1. Изображать слова легче, чем завязывать узелки.
  2. Понимать изображения можно по-разному, и не всегда человек, который читает, понимает последовательность рисунков правильно. 
  3. Такой вариант письма возможен особенно для детей.

А в завершении мероприятия директор школы священник Сергий Шитиков рассказал детям о первой печатной книге «Апостол». Постепенно книги становились доступней, но доступней ли стали сокровища православной  культуры?  Конечно, книги стали дешевле. Но это не избавляет нас от необходимости быть готовыми к восприятию  православной книги.  Книга –  это не набор листков  с буквами.  Благодаря книге с нами говорят люди, ушедшие сотни лет назад. Не прерывается связь поколений. Самой древней книгой на Руси, дошедшей до нас, согласно научным данным, считается новгородский кодекс, датированный первой половиной ХI века.  На деревянных досках, покрытых воском, написаны 75 и 76 псалмы и часть 67-го. В 76-ом псалме  человек призывается заглянуть в своё сердце, дать ответ, насколько его дела угодны Богу. Неслучайно именно эти слова содержатся в древнейшей книге Руси.  От читателя требовалась готовность к нравственному самосовершенствованию. Не желание удивиться  сочным фактам, красочному описанию зрелищ, а именно нравственное совершенствованию стояло во главе угла. Книги постигались сердцем, а одновременно, сердце раскрывалось.

Поэтому главная мысль, которую дети вынесли с занятия: православная книга  — это разговор Бога и человека».

 

Комментарии закрыты.